Люди и деньги
- Ну что же, они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...[Булгаков М. А. "Мастер и Маргарита", (Булгаков: Собр. соч. т.5, С. 123)]
Отношения людей с деньгами — один из самых сложных и запутанных вопросов. Эту тему, так или иначе, рассматривают философия, психология, экономика, история и социология. Крайние формы этих отношений изучает медицина и психиатрия. Иисус Христос говорил о деньгах больше, чем о любых других темах: 15% из Его записанных слов посвящены теме денег. В Библии в два раза больше стихов посвящено деньгам, чем вере и молитве вместе взятым (Р.Б. Дехтяренко "Христианская распорядительность"). Почему? Почему каждое второе обращение к ведьме связано с деньгами? По статистике, предоставленной практикующей ясновидицей, лидером проблем женщин являются любовь и замужество, для мужчин — защита от сглаза и сверхъестественного воздействия, но для каждой из указанных групп деньги — неизменно на втором месте, а значит, тема денег — абсолютный лидер проблем, решаемых иррациональными методами.
Люди ищут подходы к деньгам с разных сторон: с точки зрения судьбы и кармы, математики и оккультных наук. При том деньги стали самым отрицаемым (на словах) мотивом поведения. Фактически, в современной цивилизации существует три равных по значению и взаимосвязанных слоя: официальный или гуманистический слой (то, что принято называть "культурой"); денежный, экономический срез, то есть "экономика" и повседневный быт. Люди сами отделили денежную сторону вопроса от остальной своей деятельности, сознательно умалчивая или скрывая денежную сторону своего бытия и противопоставляя деньги культуре. Возможно, виноват Аристотель, предложивший всё делить на части, возможно мы сами вовремя забыли синтезировать то что сами же и проанализировали (те есть соединить то, что разделили), возможно, нам просто стыдно перед детьми за то, какими методами мы создаём деньги, а может быть нам просто нечего сказать, потому что мы не знаем, как это получилось. Разделение денежного и культурного слоёв цивилизации достигло своего пика при социализме, когда тема денег стала закрытой даже внутри семьи, наряду с сексом. Во времена социализма большинство закономерных методов создания денег оказались незаконными. И безопаснее стало помалкивать, ибо время дороже денег, а недремлющее око правоохранительных органов советского строя могло лишить слишком откровенных самого времени... В результате, в общественном сознании закрепилось разделение культурно-гуманистической ("правильной") сферы и денежной (запретной). Мы же оказались заложниками идеологии, посредством семейных традиций воспитания и языковой практики...
Вместе с тем деньги — величайшее изобретение человечества, сопутствующее человеку уже много тысяч лет. Став универсальным средством сравнения, они охватили все стороны человеческой жизни, выполняя не только экономические, но и социальные функции. Некотрые исследователи считают, что деньги трансформируют и вытесняют существующие религии, став одной из них. Сегодня новости культуры повсеместно сопровождаются информацией о стоимости произведения искусства, размером гонорара автора, поскольку журналисты хорошо знают, что именно интересует публику...
Революционным вторжением экономики в сферу социальных наук оказалось воздействие "новой теории потребления", сформулированной Гарри Беккером в 1964 году.
"Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению — к ценам денежным и "теневым", вмененным ценам, к решениям, повторяющимся и однократным, важным и малозначащим, к целям, эмоционально нагруженным и нейтральным, к богачам и беднякам, мужчинам и женщинам, взрослым и детям, умным и тупицам, пациентам и врачам, бизнесменам и политикам, учителям и учащимся"[Весker G. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976, p. 8.].
Экономический подход, убежден Беккер, обеспечивает рамку для объяснения всего человеческого поведения, он утверждает, что экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения" [Весker G. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976, p. 26.]. С этого момента, неоклассическая экономическая теория начинает претендовать на статус всеобщей грамматики наук об обществе и становится плацдармом для вторжения в пределы смежных социальных дисциплин. Экономисты вслед за Беккером отказываются верить, что жизнь человека поделена на изолированные отсеки, так что он действует рационально, совершая малозначащие поступки, но почему-то начинает вести себя иначе при решении таких жизненно важных проблем, как поступление в колледж, заключение брака или возбуждение судебного иска. Но раз так, то поведенческую модель, объясняющую его поведение на ферме, бирже или в банке, необходимо использовать и в тех случаях, когда дело касается семьи, клуба, правительственного учреждения или политической партии и даже преступного сообщества.
В 1992 году Гарри Беккер за свои исследования был удостоен Нобелевской премии. Свою Нобелевскую лекцию он заключил словами:
"На меня производит сильное впечатление, как много экономистов проявляют желание заниматься исследованием социальных вопросов, а не тех, что традиционно составляли ядро экономической науки. ...Экономический способ моделирования поведения нередко привлекает своей аналитической мощью, которую обеспечивает ему принцип индивидуальной рациональности, специалистов из других областей, изучающих социальные проблемы. Влиятельные школы теоретиков и исследователей-эмпириков, опирающихся на модель рационального выбора, активно действуют в социологии, юриспруденции, политологии, истории, антропологии и психологии.Модель рационального выбора обеспечивает наиболее перспективную основу, имеющуюся в нашем распоряжении, для унифицированного подхода представителей общественных наук к изучению социального мира"[Весker G. The Economic Way of Looking at Life. Nobel Lecture, December 1992, p. 27.].
Беккер стал своего рода "фрейдом от экономики", указав, что помимо сексуального желания нами движут экономические соображения. Но открытие лишь описало факты нашей цивилизации, завершив круг анализа и синтезировав знания о человеческой цивилизации, объединив культуру, физиологию и психологию с экономикой и хремастикой.
Вся человеческая история — история борьбы за время, история денег. Понимание форм борьбы за время и экономических мотивов человеческого поведения даёт объяснение и войнам и революциям, перестройкам и преступлениям. Вся наша жизнь пронизана борьбой за время и его проявлением — деньгами.
И, поверьте, что бы вам ни говорили, всё дело в деньгах.
Мы приглашаем к нам зарабатывать
деньги, которые так необходимы каждому!!!
По вопросам регистрации пишите в скайп : baksmmm2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий